Геймификация в чат-ботах: кейсы, форматы и стоимость разработки
16 игровых механик для роста вовлечённости и продаж

За несколько лет геймификация из модного тренда превратилась в базовый маркетинговый инструмент: её используют разные отрасли — ритейл, финансы, IT, образование, медицина. Игровые элементы в чат-ботах и других каналах помогает компаниям вовлекать клиентов, мотивировать на покупки и повышать лояльность.
В статье собрали кейсы и примеры игровых механик, рассказали, как они работают и сколько стоит разработка.
Преимущества геймификации для бизнеса
Геймификация работает для B2С и B2B аудитории, сложных продуктов и клиентов разных возрастных групп. Она не потеряет свою актуальность, потому что люди любят играть — это подтверждают 73% покупателей. Главное — подобрать релевантную игровую механику, которая соответствуют целям компании и ожиданиям аудитории.
Внедрение геймификации помогает решать ключевые задачи:
- повышать вовлечённость;
- знакомить аудиторию с ассортиментом;
- расширять клиентскую базу;
- мотивировать на покупки;
- удерживать клиентов и сокращать отток;
- укреплять лояльность;
- улучшать покупательский опыт.
Игры в чат-ботах и других каналах вызывают азарт, дарят положительные эмоции и удовлетворяют потребности в достижениях и признании. Клиенты запоминают эти ощущения и возвращаются, чтобы испытать их снова. Как игровые механики влияют на поведение покупателей и задачи бизнеса, мы подробно рассказывали в этой статье.
Благодаря геймификации компании превращают покупки в увлекательный процесс, формируют эмоциональную привязанность к бренду и повышают лояльность клиентов. Такой подход увеличивает LTV и снижает расходы на привлечение новой аудитории.
Команда Smartbot дарит скидку 10% на разработку чат-бота с геймификацией по промокоду GAME25 до 30 ноября. Оставьте заявку на консультацию — обсудим проект и подберём оптимальное решение для ваших задач и бюджета.
Игровые механики в чат-ботах: кейсы и примеры
Один из инструментов внедрения геймификации в бизнес — боты в мессенджерах и социальных сетях. Это привычные каналы, где пользователи проводят больше 4 часов в день. Чтобы запустить игру, клиентам не нужно переходить на сайт и устанавливать отдельное приложение, поэтому конверсия в целевое действие выше.
Чат-бот можно собрать на конструкторе самостоятельно за 1-2 дня. Это позволяет бизнесу быстро тестировать инструменты геймификации с минимальными затратами.
В чат-ботах работают как короткие форматы игровых механик, так и долгосрочные. Собрали 16 примеров, которые помогают решать разные бизнес-задачи: от роста комментариев в соцсетях до увеличения продаж.
Лотереи и рандомайзеры
К ним относятся: гадания, пожелания, генерация изображений, случайный выбор, розыгрыш призов. Это мини-игры в чат-боте, в основе которых чувство азарта, желание проверить себя и испытать удачу.
Такие игровые элементы часто используют в публичных каналах и сообществах, чтобы решить следующие задачи:
- повысить вовлечённость клиентов;
- привлечь новых подписчиков;
- реактивировать «спящую» аудиторию;
- собрать базу контактов для рассылок;
- увеличить виральный охват и узнаваемость.
Примеры игровых механик, где чат-бот работает в комментариях к постам:
Игра 404. Пользователь пишет боту кодовое слово и получает открытку с пожеланием. Количество сообщений не ограничено.
Такая игровая механика привлекает внимание и стимулирует активность аудитории. Подписчики видят общий интерес к посту и вовлекаются в контент. Количество комментариев увеличивается в среднем в 7-10 раз.

Битва команд на Хэллоуин. Пользователи делятся на две группы: одна играет за монстров, другая — за людей. Каждая команда пишет своё кодовое слово в комментариях, а бот ведёт счёт. Кто наберёт больше очков — тот и победил.

Игра в снежки с ботом. Пользователь выбирает действие «бросить» или «уклониться», а чат-бот решает, была ли попытка успешной. За каждый точный бросок подписчик получает баллы. Кто наберёт больше — тот и выиграл.
Чтобы заработать дополнительные попытки, нужно выполнить задания: поставить лайк посту, написать комментарий, сделать репост, привести друга. Такая игровая механика в боте помогает привлечь новых подписчиков и повысить целевые показатели в канале.
Розыгрыш призов. Подписчики сообщества ВКонтакте пишут боту и получают бизнес-предсказание или подарок. Количество попыток не ограничено.

Лотереи и рандомайзеры легко адаптировать под задачи бизнеса. Например, бот с игровыми элементами может работать в личных сообщениях. Он отправит индивидуальную подборку товаров или промокод, чтобы мотивировать на покупку.
Примеры подобных игровых механик в чат-боте компании KIWANO:
Камень, ножницы, бумага. Онлайн-версия известной игры из детства. Пользователь делает выбор, а Telegram-бот сообщает, кто выиграл.

За победу компания дарит 3 бесплатных стикера и 1 брелок. Можно сразу оформить заказ с доставкой.
Колесо Фортуны. Популярная игровая механика, которую часто используют в маркетинговых активностях. В боте пользователь открывает мини-приложение и вращает колесо. У игрока есть 3 попытки, чтобы испытать удачу и выиграть призы.

Подобные игровые механики в чат-боте помогают компании сократить покупательский путь, знакомят с ассортиментом и стимулируют продажи.
Загадки, ребусы и задания
Эти игровые элементы основаны на чувстве азарта, ностальгии, желании проверить себя и получить награду. Привычные форматы адаптируют под бизнес-задачи и целевую аудиторию.

В награду за выполненное задание обычно дарят промокод, скидку или бонусы, чтобы мотивировать на покупку.
Два примера, как использовать подобные игровые механики в чат-ботах:
Простые ребусы. Бот компании KIWANO предлагает пользователю угадать зашифрованные числа и решить задачу по математике.

Во втором ребусе нужно угадать слово, которое зашифровано на картинке. Если ответить неверно, бот даёт ещё несколько попыток.

Когда пользователь разгадает два ребуса, чат-бот отправляет приз — 3 бесплатных стикера, которые можно добавить к следующему заказу.
Анкета для друзей. Компания адаптировала для бота знакомую игру из детства. Задача участника в свободной форме ответить на 6 вопросов анкеты:
- как ты любишь отдыхать;
- какие планы на будущее;
- кто твои друзья;
- о чём мечтаешь;
- кто ты по характеру;
- кем станешь, когда вырастешь.

Компания пробует разные игровые механики в Telegram-боте, чтобы вовлечь аудиторию в контент, поддержать интерес и повысить конверсию в покупку.
Квизы и тесты
Эта группа игровых механик вовлекает пользователя дольше, чем лотереи, рандомайзеры и загадки. В подобной геймификации для мотивации можно использовать персональные скидки, небольшие подарки, полезный контент или сами результаты теста.
Тесты и квизы помогают:
- собрать данные клиентов;
- познакомить с продуктом;
- мотивировать на покупку.
Четыре кейса геймификации в маркетинге из разных отраслей:
Тест «Кто вы из Смешариков». Участник отвечает на 5 вопросов о своих увлечениях и характере. Бот выбирает подходящего персонажа, отправляет результаты теста и предлагает поделиться ими в истории. Игровая механика помогает сообществу Смешариков привлекать новых участников в интерактивы и увеличивать вовлечённость подписчиков.

Аудитория активно использовала чат-бот, поэтому команда Smartbot добавила в него новые функции. Например, пользователи могут найти музыку, узнать, где купить мерч, и задать вопрос администратору.
Игра-симулятор в чат-боте Wazzup. Компания работает с B2B-аудиторией — это бизнес, который активно использует мессенджеры в продажах.
Чтобы знакомить аудиторию с продуктом, команда маркетинга запустила игру в чат-боте «007 в переписке». Это тест из трёх вопрос, для которого придумали сюжет: участники выступают в роли агентов, шпионят за конкурентами и оценивают переписку менеджеров.

После ответа пользователя бот отправляет полезные карточки. Они знакомят с продуктом и показывают, как можно решить проблему с помощью функций Wazzup. Концепция игры и актуальная тема вовлекают аудиторию — 80% пользователей проходят тест до конца.
Команда маркетинга самостоятельно собрала чат-бот на конструкторе Smartbot Pro. Они регулярно тестируют гипотезы и быстро адаптируют сценарий под поведение пользователей. Какие механики работают эффективнее, мы рассказывали в кейсе Wazzup.
Новогодний квиз «Правда или ложь». Эту игру мы провели для наших подписчиков в Telegram и ВКонтакте. Бот работал в комментариях: отправлял факты о новогодних традициях, а участники угадывали правда это или нет.

За 5 ответов мы начисляли 2025 рублей на баланс личного кабинета в Smartbot Pro. Пользователи, которые прошли игру в боте до конца, участвовали в розыгрыше призов.
Квиз «Подбери подарок на 8 Марта». Игра для мужской аудитории сервиса VK Маркет. Участники отвечали на 9 вопросов о своей второй половинке. Например, как она проводит время, чем увлекается, какой любимый сериал, где любит путешествовать.
Награда за участие — подборка подарков, которая соответствует интересам девушки. Например, для любительниц домашнего отдыха бот рекомендовал диффузор, плед или посуду.

С помощью геймификации в чат-боте VK Маркет познакомили аудиторию с ассортиментом товаров, собрали контакты в базу, сегментировали лидов и увеличили трафик в маркетплейс.
Миссии, челленджи и стратегии
Эта группа игровых механик основана на желании завершить начатое и стремлении к развитию. Она работает на долгосрочную вовлечённость. Вспомните Тамагочи: чувство ответственности мотивирует продолжать игру, чтобы достигнуть цели — вырастить питомца.
Миссии, челленджи и стратегии используют для следующих бизнес-задач:
- удержать клиентов;
- повысить продажи и лояльность;
- укрепить связь с компанией;
- увеличить LTV.
Четыре примера, как долгосрочные игровые механики реализуют в чат-ботах:
Геймификация в программе лояльности X5 Group. Клиенты магазинов «Перекрёсток» и «Пятёрочка» проходили игру в чат-боте ВКонтакте. Его разработала команда Smartbot.
Участники челленджа выполняли задания, за которые получали бонусы на карту лояльности и персональные ачивки. Например, клиентам нужно было подтвердить электронную почту, оформить заказ с доставкой и сделать покупку на сумму от 10 000 рублей.

Геймификация для программы лояльности в 3,5 раза увеличила количество подписчиков в сообществе X5 Group и в 4 раза охват публикаций. Кроме того, компания быстро протестировала новый маркетинговый инструмент, повысила активность клиентов и стимулировала продажи.
Дальше расскажем про три проекта сообщества VK Праздники. SMM-команда регулярно запускает игровые механики в чат-ботах. Их задача — привлечь новых подписчиков, повысить активность аудитории и увеличить время, которое она проводит ВКонтакте.
Новогодний челлендж. Участникам нужно выполнить 12 добрых дел за две недели, чтобы создать праздничное настроение. В награду они получали виртуальные имбирные пряники и возможность выиграть призы.
Примеры заданий в игре:
- пригласить друга;
- сделать доброе дело;
- выбрать новогоднего котика;
- слепить снеговика;
- украсить квартиру и поделиться фото.

Чтобы поддерживать интерес участников и увеличивать их активность в игре и сообществе, VK Праздники публиковали тематические посты. Например, предлагали выбрать новогодний свитер или написать письмо в будущее в комментариях. Бот сохраняет послание и через год отправляет обратно пользователю.
Игровая механика помогла собрать базу контактов для рассылок, привлечь новых подписчиков и в десятки раз повысить охват постов и количество комментариев.
Игра ко Дню народного единства. Для этого проекта адаптировали игровую механику Тамагочи. Миссия участников — помочь шаману вырастить Древо Единства.
Пользователи 2 недели выполняли задания от бота, которые получали в личных сообщениях. Например, полить дерево, победить в гонке водяного, подбодрить хакасского богатырского коня.

Участники сохраняли высокую вовлечённость до конца игры. Они активно выполняли задания, помогали друг другу советами, делились результатами и оставляли отзывы в комментариях.

Квест «Мистический универ». Игра-стратегия, в которой участники должны разобраться, что происходит в учебном заведении. Пользователь выбирает персонажа: преподавателя или студентку и выполняет задания. Например, снять проклятие или победить дракона.
Развитие сюжета и результат игры зависит от действий пользователя. Участники, которые прошли квест до конца, получают личный комикс, баллы и возможность выиграть призы.
Выбор игровой механики определяют задачи бизнеса. Короткие форматы дают быстрый, но разовый результат. Например, стимулируют продажи во время акции.
Долгосрочные форматы игровых механик требуют больше вложений в разработку, но дают устойчивый результат: формируют привязанность к бренду и повышают LTV.
Сколько стоит сборка чат-бота
Стоимость проекта зависит от сложности игровой механики и наличия контента: сценария, текстов, иллюстраций. Если у вас есть собственные креативы, цена будет дешевле. Ниже несколько примеров стоимости чат-ботов с геймификацией:
Случайное предсказание в комментариях:
Ваш контент: от 10 000 рублей.
Используем шаблоны: от 20 000 рублей.
Контент делает команда Smartbot: от 40 000 рублей.
Срок реализации проекта — 1 неделя.
Квизы и тесты:
Ваш контент: от 15 000 рублей.
Используем шаблоны: от 25 000 рублей.
Контент делает команда Smartbot: от 40 000 рублей.
Срок реализации проекта: 1-2 недели.
Игра для программы лояльности с заданиями и ачивками:
Ваш контент: от 100 000 рублей.
Контент делает команда Smartbot: от 150 000 рублей.
Срок реализации проекта: от 4 недель.
Адаптация игровой механики Тамагочи:
Ваш контент: от 150 000 рублей.
Используем шаблоны: от 200 000 рублей.
Контент делает команда Smartbot: от 250 000 рублей.
Срок реализации проекта: от 6 недель.
Если вы не пробовали геймификацию для бизнеса, лучше начать с простых игровых механик: рандомайзеров, лотерей, загадок или тестов. Они позволяют быстро проверить реакцию аудитории с минимальными затратами.
Не знаете, какая игровая механика подходит вашему бизнесу? Пройдите тест от команды Smartbot или получите бесплатную консультацию.


.png)